Утром 20 сентября 2021 года на территорию ПГНИУ (Пермского Государственного Научно-исследовательского Университета) свободно прошёл 18-летний убийца. Шесть погибших, более 40 пострадавших. Убийца задержан и находится в больнице на излечении.
С тех пор в СМИ, соцсетях и на сайтах появилась масса информации о происшествии, в том числе нередко делаются выводы о непригодности частных охранных предприятий для охраны социальных объектов.
Хочется напомнить, что мы это уже проходили не один раз. В разных городах России, в том числе в - Пермском крае.
После каждого ЧП мы видим активное обсуждение причин случившегося, руководители охранных организаций, получив внимание к проблемам отрасли снова начинают ждать перемен к лучшему. Ведь мы уже давно живём в капиталистическом обществе и риски повторения подобных событий уже никуда не пропадут.
Но проходит небольшое время и разговоры прекращаются, а проблемы – остаются.
1. Старый принцип «ВСЁ ЛУЧШЕЕ – ДЕТЯМ!» должен быть возвращён и стать бесспорным приоритетом деятельности государства - в строительстве, оснащении, ремонте, воспитании, образовании, питании, финансировании Детства, заработных плат учителей и преподавателей и тд.
В том числе - безопасностью должны заниматься лучшие охранные организации.
2. Ошибки в планировании безопасности объектов.
Учитывается ли мнение тех, кто охраняет? Если нет, то с кого должен быть спрос?
Сегодня мнение охранных предприятий о том, как должны охраняться бюджетные объекты никем не учитывается. В Перми представители отрасли не участвует в антитеррористических комиссиях, как и в других, подобных. Часто охрану ставят в заранее неприемлемые для выполнения задач условия. Например, как через одну «металлрамку» пропустить за час 500 студентов с досмотром одному охраннику?
В результате - нет достаточного уровня укреплённости объектов охраны и защищённости самого охранника.
Если охранник не защищён – нет и защиты объекта охраны.
В результате ответственные ЧОО как правило не участвуют в конкурсах на охрану бюджетных учреждений и не охраняют их.
3. Стоимость охраны.
Регламентирована Приказом Федеральной службы войск национальной гвардии РФ № 45, который зарегистрирован Минюстом 28 апреля текущего года. Его нужно просто выполнять. Но бюджетные организации до сих пор находят множество причин, чтобы уклониться от его выполнения (см. Приложение «Примеры ценообразования в Перми на бюджетных учреждениях»). Этому процессу помогает 44 Федеральный Закон о контрактной системе.
В Пермском крае средняя цена охраны бюджетного учреждения редко превышает 110 руб/час, при том, что хорошему охраннику «на руки» нужно выплачивать не менее 120 руб/час на круглосуточном посту, и - 150 руб/час на полусуточном посту.
Добавьте к этим цифрам налоги, накладные расходы (сотрудники бухгалтерии, кадров, инженеры и техники, содержание ГБР и дежурной части согласно Национального стандарта ГОСТ Р 59044-2020), 5% прибыли (как без неё развиваться предприятию и услуге?), то цена охраны суточного поста в Пермском крае должна быть выше 220 руб/час, а полусуточного – более 330 руб/час. Расчёт приведён для невооружённого охранника. Для вооружённого охранника - на 20% больше (см. Приказ Росгвардии № 45).
Пока заказчик не начнёт платить за хорошую работу хорошие деньги – в работе охраны ничего не изменится. Бюджетные заказы на сегодня – рай для демпингёров.
Минимальный список основных требований по защищённости входной группы и рабочего места охранника:
— Видеонаблюдение не только внутри, но и снаружи объекта с модулями «Распознание лиц», «В маске», «С оружием» и др;
— Металлические входные двери с доводчиком и управлением электромагнитным замком высокой надёжности с рабочего места охранника;
— Металл рамки досмотровые;
— Ростовые роторные вертушки для прохода с возможностью блокирования с рабочего места охранника;
— Защищённое место охранника
Одних охранных мер совершенно недостаточно для снижения рисков в образовательных и иных бюджетных учреждениях. Дополнительно необходимо:
4. Ужесточить цензуру в интернете – особенно для детей.
Регламентировать доступные и наложить запрет на ресурсы, разрушающие детскую психику, несущие в себе насилие, агрессию и склоняющие к суициду. Ограничить время нахождения детей в интернете.
5. Многократно повысить уголовную ответственность за преступления против детства (несовершеннолетних).
6. Серьёзно заняться укреплением авторитета Учителя и повысить ответственность детей и их родителей за грубость в отношении Учителя.
Образование не «услуга», а образовательно - воспитательный процесс.
7. Восстановить государственную (бесплатную) систему детского досуга, с обязательным приобщением к ней ВСЕХ детей, в том числе через возрождение дворового спорта.
Главное лекарство от агрессии – нравственное и справедливое гражданское общество.
Принцип «Всё лучшее детям» должен снова стать приоритетным направлением деятельности государства и гражданского общества. В том числе – в обеспечении безопасности.
Председатель Совета Ассоциации КЦ РОС Пермского края
Вице-президент Общероссийского отраслевого объединения
работодателей в сфере охраны и безопасности ФКЦ РОС.
А.Г.Козеев